МКДО
Мониторинг качества дошкольного образования (МКДО) является одной из важных задач, которые стоят перед образовательной системой в современном обществе. Постоянно изменяющиеся требования к подготовке детей к школьному обучению делают необходимым проведение систематического анализа и оценки качества дошкольной подготовки.
МКДО 2023 — это проект, в рамках которого планируется провести комплексный мониторинг качества дошкольного образования в России в период с 2023 по 2025 год. Целью проекта является оценка соблюдения стандартов и требований к дошкольному образованию, а также разработка рекомендаций для дальнейшего развития системы.
В рамках МКДО 2023 будет проведено исследование, основанное на комплексном подходе, который будет включать анализ образовательных программ, оценку компетенций педагогических работников, изучение условий и ресурсов дошкольных учреждений. Результаты мониторинга будут анонимными и использоваться исключительно для анализа и улучшения качества дошкольного образования в России.
МКДО 2023 является важным шагом на пути совершенствования дошкольной подготовки в нашей стране. Он поможет выявить проблемные моменты в системе и разработать наиболее эффективные пути их решения. Обращаем внимание, что мониторинг не является целью сам по себе, а лишь служит инструментом для создания лучшей образовательной среды для наших детей.
В 2023 году МКДО 0–7 проводится в 85 субъектах Российской Федерации, включенных в состав России по состоянию на 1 января 2022 года, а также предоставляется возможность проведения мониторинга в экспериментальном режиме 4 субъектам Российской Федерации, присоединенным к России в 2022 году.
Отбор ДОО для обязательного участия в МКДО 0–72023 осуществляется методом репрезентативной выборки в количестве не менее 10% от общей численности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования на территории субъекта Российской Федерации в 2023 году.
При формировании репрезентативной выборки МКДО в 2023 году из перечня исключаются ДОО, ранее участвовавшие в МКДО в 2021 и 2022 годах.
Мониторинг качества дошкольного образования (МКДО) проводится с целью систематического контроля и оценки уровня качества образования в дошкольных учреждениях.
Основными задачами МКДО являются:
- Определение уровня качества образования в дошкольных учреждениях;
- Выявление проблемных областей в дошкольном образовании;
- Определение эффективности использования ресурсов в дошкольных учреждениях;
- Обеспечение своевременного анализа и адаптации образовательного процесса;
- Повышение качества образования в соответствии с требованиями стандартов и программ образования;
- Поддержка принятия управленческих решений на уровне государства, регионов и муниципалитетов;
- Обеспечение прозрачности и открытости образовательной системы для всех заинтересованных сторон.
Для достижения этих целей и задач МКДО проводится с использованием различных методов и инструментов, включая анкетирование, наблюдение, тестирование, анализ документации и статистическую обработку данных.
В рамках программы МКДО 2023 будут учитываться следующие основные показатели:
- Доступность дошкольного образования. Оценка будет проводиться на основе анализа количества дошкольных учреждений и количество доступных мест.
- Квалификация педагогических работников. Будет оцениваться профессиональная подготовка педагогов, их количество и опыт работы.
- Уровень образования. Будут приниматься во внимание результаты обучения детей в дошкольных учреждениях, а также их подготовка к школе.
- Материально-техническое оснащение. Будет проводиться проверка наличия необходимого оборудования и инфраструктуры в дошкольных учреждениях.
- Содержание образовательной программы. Будут анализироваться программа обучения, включенные в нее предметы и методики преподавания.
Все эти показатели будут учитываться для формирования общей оценки качества дошкольного образования и позволят выявить проблемные области и потенциальные улучшения. Это позволит создать более эффективные стратегии развития дошкольной системы и обеспечить лучшее образование для детей
Мониторинг качества дошкольного образования в рамках МКДО 2023 проводится совместно с различными участниками:
- Министерство образования и науки Российской Федерации;
- Региональные органы управления образованием;
- Дошкольные учреждения;
- Родители и законные представители детей дошкольного возраста;
- Общественные организации;
- Эксперты и специалисты в области дошкольного образования;
- Дети дошкольного возраста.
Участники мониторинга имеют возможность вносить свои предложения, комментарии и замечания, которые учитываются при формировании отчетов и разработке рекомендаций для развития дошкольного образования.
Мониторинг качества дошкольного образования включает в себя исследование следующих областей:
Образовательные ориентиры.
Образовательная программа.
Содержание образовательной деятельности.
Образовательный процесс.
Образовательные условия.
Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Взаимодействие с родителями.
Здоровье, безопасность и повседневный уход.
Управление и развитие..
Исследование проводится с целью оценки эффективности дошкольного образования и выявления проблемных областей, требующих улучшения. Результаты мониторинга позволяют разрабатывать программы и мероприятия, направленные на повышение качества предоставляемых услуг.
Мониторинг качества дошкольного образования проводится с целью оценки уровня образовательного процесса в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Процедура мониторинга включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап: в этом этапе определяются цели и задачи мониторинга, разрабатывается методика сбора информации, формируются группы экспертов и обучается персонал, который будет осуществлять мониторинг.
2. Сбор информации: на этом этапе эксперты посещают дошкольные учреждения и проводят наблюдение за образовательным процессом. Они анализируют учебные планы, программы и методические материалы, наблюдают за работой педагогического коллектива и взаимодействием с детьми и родителями.
3. Обработка информации: полученные данные анализируются и систематизируются. Оценивается соответствие образовательного процесса требованиям действующих стандартов и нормативных документов.
4. Формирование отчета: по результатам мониторинга составляется отчет, в котором отображается текущее состояние дошкольного образования, выявленные проблемы и рекомендации по их решению.
5. Деловое обсуждение: отчет представляется на рассмотрение руководителей дошкольных учреждений и органов управления образованием. Здесь обсуждаются выявленные проблемы и принимаются решения о необходимых мерах для повышения качества дошкольного образования.
Таким образом, процедура мониторинга позволяет систематически и объективно оценивать качество дошкольного образования и принимать меры для его улучшения.
Для проведения мониторинга качества дошкольного образования в 2023 году были использованы различные методы сбора данных. Эти методы включали:
Метод | Описание |
---|---|
Анкетирование | Родители, педагоги и другие заинтересованные стороны заполняли анкеты, в которых оценивали различные аспекты дошкольного образования, такие как квалификация педагогического персонала, программы обучения и условия обучения. |
Наблюдение | Мониторы проводили наблюдение за занятиями в дошкольных учреждениях, чтобы оценить качество учебного процесса, взаимодействие педагогов с детьми и общую атмосферу в классе. |
Тестирование | Детям предлагались стандартизированные тесты, которые позволяли оценить их уровень знаний и навыков в различных областях, включая языковое развитие, математику и творчество. |
Анализ документации | Изучались различные документы, связанные с дошкольным образованием, такие как учебные планы, отчеты о выполнении программ, журналы классов и протоколы педагогических советов. |
Комбинация этих методов позволила получить комплексную оценку качества дошкольного образования в 2023 году. Результаты мониторинга будут использованы для дальнейшего улучшения системы образования и повышения эффективности образовательных программ для детей дошкольного возраста.
- Концепция МКДО-2023
- Методические рекомендации по проведению МКДО в 2023 году в субъектах Российской Федерации
- Порядок проведения МКДО
- Письмо Рособрнадзора от 25.07.2023 г. № 08–160 «О проведении мероприятий по мониторингу качества дошкольного образования в 2023 году«
- Перечень дошкольных учреждений
- Программа подготовки участников МКДО
- График проведения МКДО
- Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020].
- Конвенция о правах ребенка [принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989].
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022).
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028.
- Приказ о создании рабочей группы по МКДО
- Другие нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования РФ, а также деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.